Обслуживание Телескопические вилки с гидравлическими амортизаторами регулировать не требуется. Они работают безотказно вплоть до большого износа телескопического устройства и гидравлического амортизатора. В перьях вилки периодически, примерно через 2000 км пробега, производят замену амортизационной жидкости, которая одновременно служит и смазкой. Разборка и промывка амортизатора телескопической вилки необходимы через 10 000 км пробега, а амортизатора рычажной вилки (например, мотоцикла К-750) — через 5000 км. Для слива жидкости у телескопической вилки отвертывают пробки, имеющиеся внизу сбоку или в торце подвижного наконечника. Жидкость наливают через верхние, закрытые болтами большого диаметра отверстия в неподвижных трубах. В качестве амортизационной жидкости отечественные заводы рекомендуют пользоваться следующими маслами или смесями масел: мотоцикл М-62 «Урал» — масла АК-10, АК-6; мотоциклы ИЖ «Планета», ИЖ «Юпитер» и др. — смесь из 75% трансформаторного масла и 25% масла АК-10 или другого масла с такой же вязкостью. При температуре воздуха выше 10° С содержание автотракторного масла в смеси следует увеличить, а в жаркое время лучше применять автотракторное масло. Зимой при низкой температуре воздуха содержание автотракторного масла в смеси следует уменьшить до 10—15%; мотоцикл «Ковровец-175В» и другие его модификации — веретенное масло АУ или смесь из 90 см3 автотракторного масла АК-10 (или другого масла с такой же вязкостью) и 30 см3 керосина. У мотоциклов Ява-250 и Ява-350 с вилкой прежнего образца (выпущенных до 1964 г.) первую замену амортизаторной жидкости следует производить через 1000—1500 км пробега, а затем — по мере надобности, Вязкость рекомендуемой амортизаторной жидкости (4—6° Э при 20° С) примерно соответствует нашей амортизаторной жидкости (2,1—2,3° Э при 50° С). В случае стука при прямом и обратном ходе вилки для увеличения сопротивления гидравлического амортизатора надо пользоваться смесью, состоящей из амортизаторной жидкости (110 см3) и масла для коробки передач (30 см3), Для амортизаторов рычажной вилки мотоцикла К-750 нужно пользоваться смесью из 50% трансформаторного и 50% турбинного 22 масел. Заменителем является веретенное масло АУ или другое масло соответствующей вязкости. Для амортизатора мотороллера ВП-150 рекомендуется применять смесь из 50% трансформаторного и 50% турбинного масел; для амортизатора мотороллера Т-200 — смесь из 75% трансформаторного масла и 25% масла АК-10. В случае прекращения работы гидравлических амортизаторов ухудшается устойчивость мотоцикла при движении по дорогам с плохим покрытием, особенно во время движения с большой скоростью. При этом в вилке возникают стуки, и руки водителя ощущают «жесткие» удары. Действие амортизаторов вилки можно проверить так же, как действие амортизаторов задней подвески (см. стр. 280), резко толкнув руль вниз. Если амортизатор работает нормально, последующее движение руля вверх, должно происходить замедленно, причем желательно, чтобы произошло не меньше полутора и не более двух колебаний. Кроме того, шток в цилиндре амортизатора можно также перемещать рукой (при расположении пружин внутри перьев нужно предварительно снять пружину). У исправного амортизатора для быстрого перемещения штока вверх требуется приложить большое усилие. Если поверхность неподвижной трубы недостаточно гладкая, поврежден самоподжимной сальник или происходит покачивание нижнего наконечника на изношенных втулках, наблюдается вытекание масла через верхнюю часть подвижного наконечника. Масло может вытекать и через резьбу из-под круглой гайки подвижного наконечника. Для предотвращения вытекания масла в верхней части подвижного наконечника или в корпусе его круглой гайки устанавливают два самоподжимных сальника. Для обеспечения необходимого уплотнения резьбу смазывают незасыхающим герметиком или, в крайнем случае, краской. Признаком большого износа телескопической вилки (рис. 181), устраняемого путем замены деталей, служит перемещение нижних наконечников назад при торможении передним тормозом и покачивание каждого наконечника в отдельности при проверке вилки на мотоцикле со снятым колесом. Иногда целесообразно периодически повертывать основные детали телескопической вилки для продления срока их службы. Для полной защиты телескопического устройства от пыли желательно оборудовать вилки защитным кожухом из резиновой гофрированной трубы. Указания по разборке и сборке. В приемах разборки и сборки передних телескопических вилок различной конструкции много общего. При разборке телескопической вилки мотоцикла М-72 придерживаются следующего порядка. Выпускают через сливное отверстие жидкость (рис. 176), затем отвертывают болт 22, отъединяют от болта ввернутый в него шток 10, после чего отвертывают круглую гайку 7. Для доступа кольцевым ключом к отверстиям в гайке снимают с нее трубчатый кожух 8. Для этого кожух повертывают так, чтобы выдавка на нем совместилась со срезом края канавки на гайке, после чего сдвигают кожух вверх. Затем снимают подвижный наконечник 1, перемещая его толчками вниз с неподвижной трубы 14. При этом нижняя направляющая втулка 3 вытолкнет из подвижного наконечника верхнюю направляющую втулку 6. Вынув из канавки запорное проволочное кольцо, снимают с неподвижной трубы нижнюю направляющую втулку. Для снятия неподвижной трубы отвертывают болт с гайкой стяжного хомута нижнего мостика; неподвижную трубу сильно тянут вниз и одновременно ударяют молотком по верхнему ее торцу, подставив деревянную или алюминиевую выколотку. При разборке вилки, предпринятой вследствие пропускания сальниками масла, необходимо иметь в виду следующее. До замены направляющих втулок и шлифования или замены основных труб установка нового сальника бесполезна. При установке резиновых гофрированных кожухов неисправная работа сальника не имеет большого значения, так как масло остается в резиновом кожухе и не вытекает наружу. Если необходимо заменить поврежденную пружину, то ее свинчивают с наконечников. Допускаемая заводом разница в длине правой и левой пружин, например у мотоцикла М-61, составляет не более 5мм. Для того чтобы вынуть гидравлический амортизатор из подвижного наконечника, отвертывают торцовым ключом крепящую цилиндр амортизатора гайку, находящуюся в углублении на торце наконечника пера. Чтобы вынуть шток из цилиндра, вынимают пружинную защелку. Детали, закрепленные на нижнем конце штока, при вынимании его вытолкнут из цилиндра верхнюю направляющую втулку. При сборке амортизатора между торцом его цилиндра и дном подвижного наконечника устанавливают уплотняющую алюминиевую шайбу. Сборку перьев передней вилки, выполняемую в порядке, обратном разборке, надо производить с учетом следующего. При установке неподвижной трубы в мостики вилки вначале до отказа завинчивают болт на верхнем торце трубы, чтобы ее конусный конец плотно вошел в конические гнезда верхнего мостика, затем завертывают болт с гайкой стяжного хомута нижнего мостика. Обратный порядок закрепления трубы в мостиках недопустим. Для установки подвижного наконечника требуется снова отвернуть болт из верхнего торца пера, пропустить в отверстие неподвижной трубы проволоку и с помощью ее вынуть вверх шток амортизатора. Необходимо проверять, легко ли вращаются радиальноупорные подшипники рулевой колонки передней вилки и имеется ли в них смазка. Для проверки ослабляют рулевой демпфер и вывешивают переднее колесо. Подшипники должны обеспечивать свободное и бесшумное вращение руля. Малейшее неравномерное заедание и потрескивание в подшипниках указывает на повреждения шариков и беговых дорожек колец. В этом случае следует немедленно разобрать рулевую колонку и осмотреть подшипники. Перед сборкой шарики нужно внимательно осмотреть (поврежденные не ставить); шарики надо приклеивать к кольцу густой консистентной смазкой. Удобнее собирать и регулировать подшипники рулевого стержня, когда вилка еще не собрана, т. е. когда еще не установлены основные трубы. Подшипники регулируют гайкой 26, а гайкой 25 закрепляют верхний мостик. Зазор рулевого стержня передней вилки, установленного на двух упорных шарикоподшипниках в рулевой колонке рамы, регулируют общеизвестным способом так же, как у велосипеда. Для регулировки прикладывают палец к щели между подвижными и неподвижными частями подшипников рулевой колонки и рамы и подергивают вилку за щиток. При этом не должно ощущаться радиального покачивания рулевого стержня. В противном случае завертывают гайку 26. Тугая затяжка гайки недопустима. Со временем из-за недостаточной защиты подшипников смазка насыщается пылью. Срок службы подшипников, в особенности сильно нагруженного нижнего подшипника, увеличивается, если щель между рулевой колонкой и стержнем у подшипника закрыть лентой из фетра и пленки. Перо телескопической вилки мотоциклов ИЖ-56, ИЖ «Юпитер» и М-62 «Урал» разбирают в соответствии с указаниями, данными в отношении разборки вилки мотоцикла М-72, но с учетом следующих рекомендаций. Прежде чем вынуть из пера пружину с цилиндром и другими деталями гидравлического амортизатора, снизу пера вывертывают винт 8 и сверху болт 1 (см. рис. 177). Вставляя в перо вилки гидравлический амортизатор в сборе с пружиной, удерживают от перемещения подвижный наконечник, сдвинутый вверх по неподвижной трубе, и вращают за пружину цилиндр амортизатора, чтобы он окончательно установился (со щелчком) в дне подвижного наконечника. Это означает, что штифт, удерживающий цилиндр амортизатора от повертывания, вошел в гнездо. Завертывая винт 8, нельзя надавливать на него, чтобы штифт не вышел из гнезда. При закреплении неподвижной трубы в мостиках сначала завертывают болт 1, а затем болт хомута нижнего мостика. Примерно также производят разборку и сборку других телескопических вилок. Для того чтобы вынуть поршни с клапанами и пружинами из амортизатора рычажной вилки мотоцикла К-750, отвертывают торцовые пробки. Поршни и клапаны взаимозаменяемые, но во избежание нарушения приработки менять их местами запрещается. Для того чтобы вынуть пружины из пера, отвертывают болты, закрепляющие корпус амортизатора, и снимают его. Затем вывертывают стопорный винт и вытягивают из подшипников ось наружного рычага. После этого вынимают двуплечий рычаг, шайбы и пружину. Завод указывает, что необходимость в полной разборке вилки наступает не ранее чем через 30 000—50 000 км пробега. При сборке вилки рекомендуется придерживаться такой последовательности (см. рис. 180). Установить самоподжимной сальник 24, смазав его бакелитовым лаком. Вставить в трубу пера пружину и ее направляющую. Установить в наконечник шайбы 20 и 21. Установить на место двуплечий рычаг 8 и вложить в подшипник 33 иглы, смазанные консистентной смазкой; со стороны сальника 24. Установить рычаг 5 с осью так, чтобы коническое углубление в оси совпадало с отверстием для стопорного винта в двуплечем рычаге 8. Закрепить стопорный винт и закернить. Вложить в подшипник 27 игл, поставить шайбу и смазанную бакелитовым лаком заглушку 17. Поставить на место корпус амортизатора, смазав его прокладку бакелитовым лаком. Собрать амортизатор.
|