Сейчас ни один гонщик-любитель не сядет за руль без шлема, но эта мера сохранности не постоянно была неотклонимой даже для экспертов. На заре автоспорта гонщики носили комфортные, но бесполезные матерчатые кепки, которые не дозволяли волосам попадать в глаза – менее, хотя травмы головы и шейки, тогда и, и на данный момент – самые небезопасные в гонках.
1-ые твердые шлемы возникли в 20-х годах прошедшего века, а уже в 30-х отдельные энтузиасты опробовали радиосвязь, но не меж командой и боксами, как сейчас – в США гонщики нередко комментировали действия в прямом эфире местной радиостанции. Телевидения еще не было, и радио дозволяло держать болельщиков в курсе событий.
Известный шлем для чемпиона мира 1952 и 1953 года Альберто Аскари сделал Герберт Джонсон, узнаваемый английский шляпник – слой мягенькой резины на кожаной подложке, матерчатые контуры для защиты ушей и кожаный ремешок – всего 667 гр. Авиационные очки, надетые поверх шлема и использовавшиеся до этого в американских ВВС, разработала компания Polaroid.
В Европе шлемы оставались доп, не неотклонимым элементом до начала 60-х, но даже тогда они предохраняли только от дождика и маленьких камешков. Посреди 60-х персональная раскраска вошла в традицию, но сохранность оставляла желать лучшего. Интернациональная спортивная комиссия пробовала их стандартизировать, но у открытых шлемов, не обеспечивающих подабающей защиты головы, были тривиальные ограничения – в 1960-м гонщик Lotus Алан Стейси умер в Спа, утратив управление машинкой опосля того, как на дистанции ему в лицо попала птица.
1-ые серийные закрытые шлемы разработала компания Bell Star, Дэн Герни употреблял такую конструкцию в «500 милях Индианаполиса» 1968 года, а уже сначала 70-х шлем Bell Star можно было приобрести в английском торговом центре Leston за 28 фунтов.
Как и в авиации, любая доборная мера сохранности в автоспорте нередко становилась следствием сурового инцидента. Советы к использованию небьющихся материалов для производства визора возникли опосля того, как во время Гран При Франции 1972 года маленький камень пробил шлем Хельмута Марко, ослепив гонщика на один глаз.
Конструкция обычного шлема тех лет весила больше 2-ух килограмм и была выполнена из закрепленного эпоксидкой стекловолокна со смягчающими вкладками из пенопласта и визором из прозрачного материала Лексан. Таковой шлем уже дозволял избежать последствий наружных причин, но фактически не защищал голову при трагедиях.
Лишь в 1977-м было объявлено о необходимости неотклонимой омологации шлемов, требования пару раз изменялись, пока в 2004-м не был введен серьезный эталон FIA 8860, разработанный английскими профессионалами.
Как досадно бы это не звучало, от первой публикации эталона опосля смерти Айртона Сенны в Имоле'94, до его реализации, прошло практически 10 лет – инженеры считали, что воплотить его требования нереально. Первыми шлем, соответственный требованиям сертификата 8860-2004 разработали спецы компании Bell.
Проверка конструкции на соответствие эталону 8860-2004 состоит из 10 тестов и проводится только в 3-х сертифицированных центрах. Изготовитель предоставляет 6 шлемов, которые отправляются на разные испытания – шлем должен погасить энергию удара килограммовым свинцовым шариком при действии на скорости 520 км/ч с хоть какой стороны, в течении 30 секунд выдерживать пламя горелки с температурой 830 градусов, не нагреваясь снутри выше 70С, более суровые требования предъявляются к визору, креплению HANS и иным элементам.
Средняя стоимость современного шлема без окраски – около 5000 баксов, вес – менее 1800 гр. Омологация по эталону FIA 8860-2004 неотклонима в Формуле 1, GP2, F2, чемпионатах F3 и WTCC. Непонятно, сколько жизней выручил этот эталон, но несколько десятилетий назад трагедии, которые мы на данный момент нередко лицезреем в гонках, тотчас были фатальными из-за отсутствия настолько серьезных ограничений…
|