Прочитав много умных книг про движение по бездорожью на эндуро, я попробовал перенести все знания на скутер с учетом его конструкции. Отрабатывая полученные знания в своих поездках, я пришел к выводу, что, так называемые, недостатки скутера могут стать его достоинствами, если научиться правильно их использовать.
За основу возьму приемы Гэри Семикса. Положение тела является одним из наиболее важных факторов в мотокроссе. Если вы находитесь в правильной позиции, то становитесь единым целым с мотоциклом и скользите по трассе. В противном случае все пойдет наперекосяк.
Основополагающей является средняя позиция, означающая, что вы находитесь в центре мотоцикла. Она должна приниматься автоматически и быть естественной. В средней позиции вы находитесь в равновесии, тело легко откликается на изменения местности.
Удержание равновесия связано с положениями тела и движениями. Это означает, что ваше положение тела и движения всегда приходятся к месту и ко времени.
Для лучшего понимания, что такое средняя позиция и полного представления того, что советуют, я сначала привожу фото, а потом будет описание и мой комментарий относительно скутера.
1) Находясь в средней позиции, сидя или стоя, держите голову точно над рулем.
Таким образом, масса тела распределяется одинаково на два колеса, что приводит к улучшенной управляемости. Особенно это актуально на очень скользких трассах. Отклонение назад приводит к нагрузке на заднее колесо. Этим приемом хорошо пользоваться на грязи или слякоти, когда сцепления заднего колеса не хватает, чтоб тронуться с места. Но после старта нужно обязательно вернуться в исходную позицию.
2) Когда вы стоите в средней позиции, коленные суставы должны быть четко над лодыжками. Сжимайте коленями сиденье. Когда вы изменяете положение, начинайте движение с коленей.
Данное правило трудно применить к скутеру, поэтому, я могу разбить это правило на три части. Первый вариант подходит только для маленьких скутеров типа моего Honda Dio. На ровной дороге (утоптанная лесная тропа без камней или дорога на плато) высокой управляемости при достаточно высокой скорости можно достичь следующим способом: сесть на край сидения так, чтоб коленками удерживать рулевую колодку, которая заменяет отсутствующий бензобак. Таким образом помогать коленями в управлении. Второй вариант подходит для ухабистых (волнистых) дорог, где очень много ямок. На таких дорогах я обычно ставлю ноги как можно ближе к сидению (место для ног пассажира), что дает возможность привстать над сидением. Скутер будет прыгать как конь вперед и назад, но тело райдера будет оставаться в одном положении. Третий вариант положения ног на полике – вытянутые вперед. При движении по очень скользкой дороге, такой как слякоть или грязь, необходимо вовремя выставить ногу и подхватить скутер при сильном заносе. Если ноги вытянуть вперед и удерживать их только самым краешком на полике, а в некоторых случаях держать их навесу, прижав к пластику, то при неожиданном заносе вы без потери времени успеете подставить ногу и избежать падения. Никогда не стесняйтесь выставлять ноги в стороны. На первых этапах будет проще.
Добавлено (08.01.2009, 19:13)
---------------------------------------------
3) Когда вы сидите, перераспределяйте свой вес наклонами туловища, а не скольжением по сиденью.
Это правило верно для скутеров, но одно исключение я упоминал выше. Старт на очень скользкой дороге (обычно в горку). Я сажусь на самый дальний край сидения, у меня там есть удобный спойлер, чем нагружаю заднее колесо, а когда набираю стабильную скорость перескальзываю на переднюю часть сидения и принимаю соответствующую позицию.
4) Расслабьте туловище настолько, чтобы слиться с мотоциклом.
5) Удерживайте себя на подножках для понижения центра тяжести.
У скутера нет понятия «низкий центр тяжести» - это его особенность. Максимум можно стоять на полике, но в такой позиции долго проехать невозможно. Поэтому удерживаться можно только задницей, но ни в коем случае не стоит опираться на руль продолжительное время. Руки должны быть достаточно расслаблены.
6) Держите локти поднятыми и разведенными в стороны, обхватите ручку газа.
Этот совет мне помогал и не раз, когда руль резко выбивало камнем. В таком положении руки рефлекторно напрягаются при резких рывках и не дают рулю резко свернуть.
7) Для удержания равновесия используйте компенсирующие движения в стороны. Ваши плечи должны двигаться из стороны в сторону параллельно рулю. Держите плечи направленными туда, куда вы хотите отправиться.
Сегодня я попробовал сделать наоборот, чуть не свалился, потому что это неудобно и неестественно.
8) Наклоняйтесь вперед при ускорении и назад при торможении.
9) Держите спину прямо, когда наклоняетесь вперед и согнутой, когда назад.
Остальные пункты к скутерам не применимы.
10) Стойте на подножках на пальцах.
11) Когда вы используете КПП или тормоз, на подножках должны находиться центры стоп.
12) Когда вы ускоряетесь, ваше тело находится в передней позиции, для того чтобы переключить скорость, оторвите стопу от подножки.
13) Постоянно держите один или два пальца на сцеплении.
14) Научитесь независимо использовать ручки и рычаги.
Специально сегодня поехал в лес чтоб проверить некоторые пункты и вспомнить приемы. Погодка удалась: дождь, град, снег, слякоть. Как раз только по лесу на скутере кататься. В дальнейшем я планирую отрабатывать новые приемы и корректировать старые.
Добавлено (08.01.2009, 19:14)
---------------------------------------------
Сравните где находиться центр тяжести у кроссового мотоцикла и обычного скутера.
Стоя на подножке водитель мотоцикла, в отличии от водителя мопеда, может легко перемещать центр тяжести, чем способствует лучшей управляемости на виражах.