Не хочется пугать автомобилистов, но шансов дождаться дешевого бензина
практически нет. Барьер в 10 грн. за литр А-95 рынок рискует преодолеть
уже в начале апреля.
Бензин упорно дорожает, невзирая ни на какие угрозы власти. Собственно,
принимаемые ими меры были не ахти какие. Сначала Антимонопольный комитет
(АМКУ) возбудил дело против нефтетрейдеров, заподозрив их в картельном
сговоре. Но почему-то так долго его расследовал, что не выдержал Кабмин,
и 11 марта экспертно-аналитическая группа по отработке вопросов
функционирования рынка нефти и нефтепродуктов рекомендовала ограничить
цены, установив верхнюю планку на уровне 9,5 грн./л на бензин А-95 и 9
грн./л — на дизель. О том, насколько «действенной» стала эта
рекомендация, говорит хотя бы то, что и само правительство следовать ей
не спешит. Буквально в этот же день автохозяйство МВД Украины заключило
соглашение с ООО «Континент НефтеТрейд» о покупке 60 тыс. л бензина А-95
по цене 11,67 грн./л. Согласитесь, после этого угрозы крымского
правительства, заявившего устами вице-премьера Азиза Абдуллаева, что
будут штрафоваться вышедшие из ценового коридора АЗС, им нестрашны. Тем
более в среду был установлен новый коридор: до 9,75 грн./л за А-95 и
9,25 грн./л — дизельное топливо. Предполагается, что он будет
действовать лишь первую декаду апреля. А потом... Впрочем, глава
Минтопэнерго Бойко уже признает «объективность» цены литра бензина А-95
на уровне 10,3 грн.
Кстати, на крымских АЗС в последнюю неделю марта бензин марки А-80
реализовывали в среднем по 9,11 грн./л, литр А-92 обходился
автомобилистам в 9,48 грн., самый популярный А-95 — в 9,82 грн./л, а
дизтопливо — в 9,25 грн./л. Удивляться тут не приходится: чем Крым лучше
других областей Украины, где некоторые виды топлива продавали еще
дороже?
Еще одной мерой в «борьбе» за дешевый бензин стало долгожданное решение
АМКУ, который обнаружил-таки сговор нефтетрейдеров и 22 марта наложил на
них штраф в размере 1% дохода за 9 месяцев 2010 года (в абсолютном
выражении получилось 150 млн. грн.). Но, во-первых, расследовали
антимонопольщики рост цен, который случился в конце 2010 — начале 2011
года, а не позже. А во-вторых, оштрафовали не всех участников рынка, а
избранных — «Окко-Нефтепродукт» («Галнафтогаз»), «Континент НефтеТрейд»
(ТМ WOG) и «Альянс Холдинг» (ТМ Shell). При этом решение относительно
двух российских компаний, которые тоже попали под следствие, принято не
было (вероятно, в свете крепнущей дружбы между странами). Такая
дискриминация не осталась незамеченной, в вердикте АМКУ усмотрели
политическую подоплеку, назвав его тенденциозным, несправедливым и
принятым под административным давлением со стороны Минэнергетики и
угольной промышленности Украины. И сняли с себя вину за дальнейший
«неожиданный» рост цен и возможный дефицит нефтепродуктов.
В ответ АМКУ устами первого зампредседателя Юрия Кравченко заявил, что
совместно с госслужбой технического регулирования будет привлекать к
ответственности операторов рынка за реализацию топлива ненадлежащего
качества. Что ж, логика в этом есть: если рост розничных цен оказался
под запретом, когда закупочная цена увеличивается, остается разбавлять
бензин. За что при наличии экспертного заключения о несоответствии
качества бензина АЗС грозит штраф в размере до 5% годового дохода.
А премьер-министр Николай Азаров и вовсе решил закрывать АЗС в случае
необоснованного повышения ими цен на топливо. «В США действует закон,
согласно которому антимонопольные органы в случае превышения цены,
установленной, кстати, в рыночной экономике, имеют право закрыть
заправку, опечатать ее. Мы подумаем, не стоит ли нам прибегнуть к такому
американскому рыночному механизму. У нас более чем достаточно заправок,
и, если кто-то начнет играться, можно такую меру применить, по-другому
подходить нельзя, особенно если учесть, что маржа иногда зашкаливает», —
сказал он. Но закроют или нет — это еще бабка надвое сказала, потому
что при желании нарушения можно обнаружить на каждой второй АЗС.
Следующей мерой власти в борьбе с бензиновыми ценами можно назвать
попытку ввести пошлины на импортное топливо. «Отмена в прошлые годы
пошлин на импорт нефтепродуктов привела к монополизации рынка со стороны
импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести
ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до
европейского уровня», — утверждал в феврале Азаров. А ввод пошлин должен
был сделать импортный бензин более дорогим, из-за чего получил бы
преимущество отечественный, которого сейчас на всех не хватает и
качество его хромает на обе ноги, но зато в будущем переработка нефти на
отечественных АЗС могла бы пойти в рост. Правда, и этой благородной
идее не суждено было воплотиться в жизнь, потому что ввод пошлин на
импорт привел бы к росту стоимости бензина на 1 — 1,5 грн./л и немногие
автомобилисты смогли бы дождаться того счастливого момента, когда
отечественная нефтепереработка вступит в период бурного расцвета.
Словом, пошлины отпали да и другие меры не оказали благотворное влияние
на рынок бензина. Единственное, чем могут похвастать чиновники, так это
то, что на несколько дней стоимость литра бензина потеряла пару копеек,
но, не откладывая в долгий ящик, отвоевала сданные позиции. Да и могло
ли быть иначе, ведь ездит Украина в основном на импортном бензине,
причем не европейском, на долю которого, по данным компании Rompetrol
Ukraine, приходится менее 12% в общем объеме, а российском и
белорусском, который составляет почти 30% потребления. Производят его из
дешевой российской нефти, причем без экспортных пошлин, так что стоят
бензин и дизтопливо украинского производства даже после снижения цен все
равно дороже российских или белорусских. Для отечественных
переработчиков российская нефть марки Urals обходилась дороже почти на
$350 за тонну, в итоге себестоимость тонны произведенного в Украине
бензина или ДТ на $130 — 140 выше, чем российских или белорусских
аналогов (без учета транспортировки).
Не складывается конкуренция и с европейским бензином, более качественным
и соответствующим нормам еuro-5, а поэтому дорогим. И действия
правительства никакого влияния на его цену не оказали — она так и
осталась на уровне 9,7 — 9,9 грн./л. О конкуренции с украинским бензином
даже говорить не стоит, ведь отечественный недотягивает даже до еuro-4,
и не скоро наступят те времена, когда НПЗ смогут похвастать новым
оборудованием.
Так что реальных рычагов влияния на ценовую ситуацию у правительства
нет. А это бессилие сильно раздражает правительственных чиновников,
поскольку следствием постоянного роста цен на бензин станет выход
инфляции за пределы отведенного ей Кабмином уровня 8,9% годовых.
Собственно, бензин дорожает во всем мире, и это спровоцировано войной на
севере Африке и цунами в Японии, желанием мировых трейдеров заработать
на перепродаже нефти и страхом сокращения добычи. В феврале на 19%
подорожал бензин для жителей Британии, на 21% — для американцев,
гражданам Испании, Германии и Франции, по данным Еврокомиссии,
приходится платить больше соответственно на 16,11 и 13%. Только в
феврале розничные цены на бензин в странах ЕС и США выросли на 3,5 —
4,5%. «Но в Европе для конечного потребителя стараются искусственно
снизить стоимость бензина за счет уменьшения налогов, — говорит
руководитель аналитической группы «А-95» Сергей Куюн. — У нас же
действия власти прямо противоположные: никто и не думает снижать налоги,
зато давят на поставщиков, устанавливают граничные цены. То есть весь
груз мирового подорожания нефти хотят взвалить на продавцов горючего.
При этом на сегодняшний день никто в Украине не зарабатывает на бензине
больше, чем государство. Налоги в среднем составляют около 3,5 грн. в
цене бензина А-95».
Но снижать их, конечно же, никто не станет, ведь это приведет к
невыполнению доходной части госбюджета. Значит, в ближайшее время А-95
имеет все шансы перешагнуть рубеж 10 грн. Хотя и это не предел, пугают
эксперты.