столкнулся с проблемой:одни говорят - покупай гелевый - поставил да забыл, другие - кислотный. мне, как механику задают этот вопрос часто. И вот, решил я провести ЛИКБЕЗ на эту тему:
но перед ним ГЛАВНЫЕ достоинства/недостатки
Гелевый:
-служит до 7 лет, ПРИ :
1. неиспользовании высокого тока разрядки (нельзя использовать стартёр, иначе выкините через пол года)
2. зарядный ток НЕ ПРЕВЫШЕН!
3. недопускаются падение напряжения ниже 7.2 вольта (при 12ти вольтовых)
-работает в любом положении
-при повреждении корпуса электролит не вытекаетДобавлено (15.07.2011, 17:30)
---------------------------------------------
далее -ОСТОРОЖНО - МНОГО БУКВ! можно с непривычки НЕОБРАТИМО поломать мозги!
Итак, гелевый аккумулятор относится к кислотным необслуживаемым аккумуляторам с системой рециркуляции газов и предохранительными клапанами (английская аббревиатура VRLA). Является герметизированным (не герметичным) аккумулятором. Это означает, что при определенных условиях может произойти аварийный сброс газов через предохранительные клапаны. Да действительно, гелевый аккумулятор может работать практически в любом положении (некоторые производители, в частности Yuasa, не рекомендуют использовать вверх тормашками), но 100% емкость он отдаст только при нормальном положении, лежа на боку доступная емкость снижается. По некоторым данным до 30%.
Теперь о конструкции. В электролит такого аккумулятора добавляется специальный загуститель, в результате чего и получается собственно гель. Есть другая технология, где пластины находятся в специальных мешочках, пропитанных электролитом - технология AGM. Такие аккумуляторы тоже герметизированные, но стоят дешевле, чем гелевые. Ориентировочный ресурс этих аккумуляторов 5-7 лет, гелевых - 7-10 лет, но есть и более "долгоиграющие" - лет 15 и больше. Однако, не надо покупаться на это. Во-первых, вспомним электрохимию. В аккумуляторной батарее имеет место ионная проводимость. То есть одни ионы двигаются от положительных пластин к отрицательным, другие первым навстречу. Скорость перемещения ионов зависит в том числе и от вязкости электролита. Поэтому максимальный ток, который может отдать VRLA аккумулятор, далеко небесконечен. Считается, что без ущерба для себя аккумулятор можно нагрузить током, равным трем его емкостям. Поясню на примере. Допустим, имеем емкость 7 Ампер-часов. Тогда максимально допустимый ток не должен превышать 21 Ампер. Умножим на 12 Вольт, получим 252 Ватта. При этом аккумулятор полностью разрядится меньше чем за 10 минут, напряжение упадет аж до 8 Вольт. Некоторые модели допускают большие токи - до пятикратной емкости, некоторые производители при этом добавляют в индексе букву H. Вот только количество циклов заряд-разряд при таких токах сокращается до 200.
Самым мощным потребителем энергии в мотоцикле является стартер. Я не мерял ток, но полагаю, что он совсем не маленький и исчисляется десятками Ампер. Конечно аккумулятор (гелевый или AGM) будет его крутить, но про долголетие забудьте.
Добавлено (15.07.2011, 17:31)
---------------------------------------------
Режим заряда. Как мы заряжаем обычный аккумулятор? Откручиваем пробки, подключаем зарядное устройство, даем ток, равный десятой емкости, и вперед, пока не начнет кипеть. тогда через два часа отключаем и считаем, что заряд окончен. С гелевыми такой фокус не пройдет. Они заряжаются по принципу IU. То есть, сперва ограничивается ток (на уровне 0,1 от емкости), а по мере заряда потом ограничивается напряжение заряда на уровне 13,8 Вольт (ток при этом начинает падать). Время заряд составляет 20 часов. Это тоже одно из условий обеспечения долгого срока службы. Не совсем понятно? Вы бачок унитаза знаете? Сливаем воду - это разряд. Далее вода начинает поступать в бачок потому что опустился поплавок и открылся клапан. Напор, с которым льется вода, по сути ограничен диаметром трубы - чем она тольше, тем меньше напор. Напор - это ток заряда, уровень воды в бачке - это напряжение на аккумуляторе. Понятно обьясняю? Так вот, напор воды постоянен, пока поплавок не поднимется вместе с уровнем воды почти на самый верх. Вот тогда клапан начнет призакрываться и напор будет снижаться. Идите, делайте опыт
В бачке напор воды падает до нуля, в аккумуляторе до определенной величины. Она зависит от емкости в первую очередь и от состояния аккумулятора во-вторую.
Как заряжается аккумулятор (все равно какой) в мотоцикле? Регулятор напряжения старается при работающем двигателе поддерживать на аккумуляторе порядка 14-14,4 Вольта, а ток заряда такой, какой получается (считаем, что аккумулятор порядком разрядился). Включите фару и он уменьшится. Если же аккумулятор практически заряжен, то ток совсем небольшой (бачок помните?).
Уж простите, что столько букав Подхожу к главному. Гелевые аккумуляторы более требовательны к условиям эксплуатации. Не смотря на то, что они смогут работать на мотоцикле, это не значит, что они прослужат долго - выше описал причину.
Все еще сомнения? Поговорите с владельцами маленьких источников бесперебойного питания (UPS) на один компьютер, на сколько им хватает аккумулятора при условии, что свет пропадает часто. В этих бесперебойниках как правило стоят аккумуляторы емкостью 7 Ампер-часов и условия эксплуатации очень жесткие. Поэтому долго они там не живут (если конечно пропадания электроэнергии нечасты)
И самое последнее. Все кислотные аккумуляторы страдают сульфатацией (это когда соли покрывают пластины и снижают реальную емкость). Поэтому аккумулятор должен всегда быть заряженным. Если он не используется, то обязательно необходимо раз в полгода его полностью заряжать. Я бы советовал это делать чаще, раз в три месяца.
Ф-у-у-х! Есть еще вопросы?
источник - http://www.motodrive.com.ua/forum/lofiversion/index.php/t12790.html