Учимся наклоняться в повороте Двигатели глохнут или потому что они холодные, а подсос вытянуть забыли или поленились вытянуть как надо, или на горячую - если холостые выставлены слишком низко. Вывод: на холодном двигателе нечего практиковаться выполнять повороты на малой скорости. Нормальный мотоциклист сам почувствует, когда его движок может раскручиваться под нагрузкой без опасности заглохнуть. Иначе при развороте приходится концентрироваться на движениях ручки газа вместо того, чтобы держать равновесие.
Чтобы развеять страхи новичков при наклоне мотоцикла в повороте, приведу пример - вначале теоретический, а затем практический. Представь себе предмет с низко расположенным центром тяжести. Вообрази, что ты держишь в руке швабру с насаженным на нее с одного конца шаром для боулинга. Твоя рука посередине ручки, швабра - вертикально, шаром вверх. Насколько ты сможешь отклонить ее от вертикали, удерживая одной рукой? Понятное дело - приходится держать ее почти вертикально, шар-то тяжелый и находится наверху. Стоит ему отклониться хотя бы немного вбок - и он тянет за собой всю швабру. А теперь переверни швабру шаром вниз, поставь шар на пол и попробуй еще раз. Оказывается, что теперь ручка швабры может отклоняться от вертикали довольно далеко, и вернуть ее в вертикальное положение не составляет проблемы. В этом и состоит суть низко расположенного центра тяжести.
После теоретического примера переходим к практике: ученики двигаются на мотоцикле прямолинейно, стоя на подножках. При этом они покачивают мотоциклы влево-вправо подобно маятнику, не поворачивая при этом руль, и стараются, чтобы головы оставались на прямой линии. Мотоциклы как бы пляшут под ними, а туловище вместе с головой сохраняет максимально вертикальное положение. Несмотря на "пляску", мотоциклы сохраняют почти прямолинейное движение, и вероятность падения полностью отсутствует, потому что для этого центр тяжести находится недостаточно высоко, и ученики видят это на личном примере. Я прошу их проехать еще несколько кругов уже сидя в седле, проделывая такие же движения рулем и ровно удерживая голову.
Многие из нас в повороте любят наклоняться вместе с мотоциклом. Но я выяснил, что новичка обычно легче научить проходить вираж и они охотнее, без опаски наклоняют мотоцикл, если сами при этом сохраняют как можно более вертикальное положение. Поэтому после того, как они освоят первое несложное упражнение - раскачку, сидя в седле и удерживая голову на воображаемой прямой - я прошу их усложнить его и теперь выполнить поворот исключительно за счет наклона мотоцикла, продолжая сохранять вертикальное положение тела. Я настаиваю на том, чтобы при выполнении этого упражнения они держали голову вертикально в том же самом положении, что и при движении по прямой - то есть "чтобы положение линии горизонта относительно линии глаз оставалось неизменным". Это может показаться странным, но именно так многим бывает легче привыкнуть к мотоциклу и преодолеть инстинктивный страх перед поворотом. После нескольких кругов они сами начинают удивляться тому, как сильно им удалось накренить мотоцикл, сумев удержать голову в том же положении. Я заставляю их продолжать тренировку, постепенно увеличивая угол наклона до тех пор, пока они фактически не начнут отталкивать руль в сторону от себя на расстояние вытянутых рук. При этом голова сохраняет почти вертикальное положение, а мотоцикл наклоняется в повороте все сильнее и сильнее. Со временем выполнять это упражнение становится все легче и легче.