Научная статья о байкерах не могла не вызвать интереса у зимующих жителей нашей пустыни. Особенно после того, как практически 66 % населения ознакомилось с «Ангелами Ада» Хантера С. Томпсона. Мы решили, что, может быть, кто-нибудь скажет нам спасибо за обнародование сего серьезного труда у нас в альманахе. Прикольно все-таки. «Хирург», конечно, может за такую публикацию и послать куда-нибудь подальше нашей деревни. Новиков О. Г. (Антрополог)
Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора, – нежелан ие ее участников распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что она до сих пор находится в стадии формирования.
Зарождение данной субкультуры произошло в середине 1980-х годов. Тогда молодые мотоциклисты и рок-музыканты находились в общем нонконформистском субкультурном пространстве (сиречь «отмороженной тусовке») и определялись одним термином «рокер». Слова « байкер» тогда не знали ни участники субкультуры, ни их оппоненты. Затем структура субкультуры стала усложняться. В первой половине 1990-х граждане бывшего С ССР стали выезжать за рубеж, появились импортные мотоциклы разных типов и кубатуры, до России стала доходить иностранная печатная продукция и люди получили доступ к информации о том, как развивается мотоциклетное движение в США и Европе. В обиход стало входить слово « байкер», которое на Западе не подходило для определения всякого человека, ездящего на мотоцикле. Участники российской мото-субкультуры также пытались развести понятия « байкер» и «мотоциклист».
Наиболее информированные выбрали отправной точкой байкерскую субкультуру США. Там этот феномен возник еще в 1930-е годы, а в 1948 году демобилизованные ветераны образовали в Калифорнии один из первых в мире мотоклубов «Ангелы ада». В прессе не раз появлялась информация, что клуб назван так в честь эскадрильи, сражавшейся во Второй Мировой войне, в которой служили некоторые из будущих членов клуба. Однако сами «Ангелы ада» опровергают это, заявляя, что существовало несколько одноименных эскадрилий, но клуб не назван в честь какой-либо из них. «Ангелы Ада» стали в своей среде эталоном, «почти справедливо» заявляя, что «их копируют многие, но не равен им никто».
Уходящий период истории субкультуры российских байкеров продолжается в течение последних трех-четырех лет. Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов, несмотря на их заявления, ведут свою реальную историю с конца 1990-х годов. К тому времени численность людей, принадлежащих, так или иначе, к мотоциклетной субкультуре, увеличилась – в банке данных журнала « Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мото-объединения из 38 регионов России . Расширился социальный состав. Тогда же, в конце 1990-х, участники субкультуры осознали, что главная проблема – выбор пути развития. То есть, будет ли субкультура организована по принципу иерархии или нет, и как будут осуществляться властные полномочия. Существующие точки зрения можно свести к двум полюсам:
– байкерская субкультура должна быть максимально демократичной. Чтобы принадлежать к ней, достаточно иметь ездящий мотоцикл любой кубатуры, неважно импортный или отечественный (хотя подспудно предпочтение отдается все же импортным чопперам), и разделять философию нонконформизма. Байкеры могут образовывать на добровольной основе мотоклубы, имеющие при желании их членов свою символику, или общаться друг с другом не образовывая никаких структур. Эта точка зрения преобладает в периферийных регионах;
– чтобы иметь право называть себя « байкером» человек обязан не только иметь мотоцикл определенного класса и кубатуры, но и быть принятым в мотоклуб, организованный по определенному образцу.
В соответствии с темой статьи наибольший интерес представляет вторая концепция. Самый жесткий ее вариант ранее претворялся в жизнь мотоклубом «Ночные волки». Этот мотоклуб был зарегистрирован самым первым в стране 31 мая 1989 года, помещение тогда находилось на территории парка имени Горького. При всей неоднозначности отношения участников мото-субкультуры к этому объединению нельзя не признать, что оно оказало на нее большое влияние.
Теперь об иерархической структуре мотоклубов. Интерес представляет не только она сама, но и ее происхождение. Появившись первоначально, скорее всего, у «Ангелов ада», она вместе с образцом символики перекочевала во все «ортодоксальные» мотоклубы мира, оставаясь неизменной до сих пор. Первое, что бросается в глаза, это ее идентичность структуре Ку-клукс-клана (ККК)*. Хотя прямых указаний на это нет, очевидно, что был налажен « межсубкультурный диалог» (так как многие байкеры были родом с юга США). Интересен факт, что оформившиеся примерно в одно время с «Ангелами ада» Черные мусульмане имеют идентичную структуру.