ТЕХНИКА Прикройте двумя пальцами ручку переднего тормоза. Если придется резко тормозить, то сумеете таким образом сэкономить немного времени, что автоматически означает более короткий остановочный путь. Остановиться, пусть даже всего в паре сантиметров от препятствия - тоже хорошо.
Не напрягайте рук, слегка согните их в локтях, чтобы снять лишнее напряжение. Помните о том, что правильное дыхание позволяет меньше уставать. Дышите равномерно. Если чувствуете, что устали - остановитесь или продолжайте движение со скоростью потока по полосе.
Каждый раз перед тем, как выйти за пределы своей полосы - обязателен быстрый взгляд в зеркала!! Мотоциклов сейчас развелось полно, так что ваш коллега-мотоциклист, движущийся по разметке в поисках ниши, способен испортить весь последующий день, если не больше. Да и при движении по разметке не стоит пренебрегать этим правилом. Если я замечаю позади себя такого же мотоциклиста, то по динамике его перемещения и в зависимости от плотности потока решаю, увеличить ли мне скорость или спрятаться в нишу, чтобы пропустить его.
Постепенно учитесь контролировать направление своего движения и скорость на уровне тонких ощущений, балансируйте телом - колени плотно прижаты к баку, руки при необходимости подруливают, туловище наклоняется в противоположную сторону, помогая обруливать препятствия на малой скорости, при этом часто приходится играть сцеплением, чтобы обеспечить плавность хода. Места для больших маневров просто нет!
Если видите, что брешь закрывается, и ваш ход не удастся - сбавьте скорость и уходите обратно в свою полосу. Если нужно, остановитесь прямо на разметке, чтобы выбрать дальнейшую тактику.
Как правило, наиболее широкая часть мотоцикла - грузики на руле или зеркала. При приближении к очередному узкому месту оцените расстояние между двумя соседними машинами. Все понимают, что ничего страшного, если вы заденете чужое зеркало - в худшем случае оно просто сложится. Но это просто неприятно - поставьте себя на место водителя этого автомобиля. Многие водители изначально настроены против вас уже потому, что вы доберетесь домой раньше них (при этом они могут попытаться завуалировать свою неприязнь тем, что вы не соблюдаете ПДД, ну да кто не без греха), но все же не стоит усугублять и заставлять их вновь настраивать зеркало. Это не придает нам хорошей репутации.
В местах слияния полос движения или двух дорог будьте терпеливы. Именно здесь многие водители предпочитают менять ряд, тщетно пытаясь нагнать потерянное время. Это лишь иллюзия, но они об этом не знают, или же знают, но предпочитают обманывать себя - подождите, пока они закончат свой маневр. Ведь вы знаете, что в такой ситуации единственное транспортное средство, которое действительно может наверстать упущенное время - это мотоцикл.
Опасайтесь водителей, управляющих автомобилями в одиночку, без пассажиров, но при этом выезжающих на полосы, предназначенные для движения автомашин с пассажирами, с целью обогнать возникшую пробку (это, конечно, сугубо заграничная реалия. В "наших местах" это могло бы звучать как "опасайтесь двигаться за водителями, выезжающими на разделительную полосу или полосу встречного движения" - Прим. перев.). Они в любой момент могут захотеть вернуться в свой ряд и, найдя "дырку", ударят по тормозам. Если вы движетесь следом за ним и именно в этот момент откручиваете газ, чтобы произвести обгон, пусть результат вас не удивляет, он может быть печальным.
Если другие автомобили начинают маневр, связанный со сменой полосы движения, причем независимо от того, показывают они при этом свои намерения или нет - дайте им завершить его, не ускоряйтесь, чтобы влезть вперед них.
Поаккуратнее со свободными местами по бокам от той машины, которую вы вознамерились обогнать. Лучший вариант - произвести обгон так, чтобы ее водитель не заметил вас вплоть до того момента, пока вы не окажетесь впереди него. Если же в момент обгона машина вдруг начнет сдвигаться в вашу сторону - уходите от бокового столкновения вбок от нее, если, конечно, позволяет боковая дистанция с противоположной от вас стороны. Если нет - притормозите и пропустите машину.
Обгон другого мотоцикла, который вроде бы спокойно движется в потоке по своей полосе - вот действительно интересная проблема. Тут определить, заметил ли тебя его водитель, не менее сложно, как и в ситуации с водителем автомобиля - и это при всем том, что этот мотоциклист обладает теми же динамическими возможностями и определенной непредсказуемостью, что и вы сами! Если вы чувствуете, что он прочно засел в своей полосе и не собирается ее покидать - смело вперед, да побыстрее! Если же вы не до конца уверены в его намерениях, лучше не рисковать - обгоните его по всем правилам соседнему ряду.