Советы начинающим мотоциклистам Обучение в мотошколе является важнейшей и необходимой частью при обучении езде на мотоцикле. В мотошколах новичков, не имеющих абсолютно никаких навыков вождения двухколесных транспортных средств, обучают элементарным навыкам вождения, которые считаются достаточными для того, чтобы впоследствии, после сдачи экзамена, выпускать недавних учеников на дороги общего пользования. Однако у инструкторов в их графике обучения просто-напросто может быть не заложено времени для того, чтобы давать ученикам более глубокие знания, подобные тем, которые приводятся здесь нами и которые направлены на более глубокое понимание предмета.
Вот еще несколько советов, которые могут пригодиться тем, кто только начинает осваивать мастерство вождения мотоцикла. При движении в одиночку или во главе колонны и при приближении к перелому рельефа дороги сдвинься от осевой линии правее. Иначе к тому моменту, когда ты увидишь появившийся из-за перелома горы встречный поток машин, может быть слишком поздно - вдруг кто-то из двигающихся навстречу тебе вылез на встречную полосу и прет тебе в лоб? Если ты сдвинулся вправо заранее, предусмотрев такое развитие событий, у тебя будет запас места по левому флангу, чтобы разойтись. (Между прочим, этот совет включен в официальную программу обучения в мотошколе, я привожу его здесь лишь потому, что считаю его одним из наиболее важных).
При движении группой лучше поставить своего самого опытного / квалифицированного / подготовленного приятеля в хвост, чем во главу колонны. Ведь ему придется прежде всех остальных разбираться с возможными неприятностями типа аварий, поэтому он должен иметь возможность наблюдать развитие событий, чтобы оценить последствия. Находясь в хвосте колонны, он сможет наблюдать и оценивать поведение и наличие навыков сотоварищей и сможет рекомендовать им оптимальные перестановки при движении в колонне. Кроме того, именно руководитель группы отвечает за окончание процесса смены полосы движения (см. ниже). На него ложится большая ответственность за сохранность и безопасность членов группы, поэтому он заслуживает замыкающей позиции, из которой наиболее удобно контролировать ситуацию.
При движении колонной смену полосы движения со скоростной на более медленную (правую) рекомендуется проводить постепенно. Это значит, например, что если по медленной полосе справа от ведущего колонну движется автомобиль, и у колонны возникает необходимость сдвинуться на проезжей части правее, то ведущий мотоциклист обгоняет этот автомобиль, занимает полосу на безопасном расстоянии впереди него (сдвигается правее) и продолжает двигаться по новой полосе, НЕ снижая при этом скорости, чтобы дать возможность всем, кто следует за ним в колонне, занять свою "ячейку". Маневр колонны при этом напоминает волнообразное движение - каждое звено плавно перетекает в соседнюю полосу друг за другом на постоянной скорости. Замыкающий руководитель группы меняет полосу последним. Важно, чтобы ведущий после смены полосы поддерживал скорость, "вытягивая" колонну до тех пор, пока все члены группы вместе с замыкающим не окажутся на новой полосе. Маневр необходимо совершать за минимально возможное время, но без излишней спешки. Лишь после того, как замыкающий занял свою ячейку на новой полосе (на достаточной дистанции перед обогнанным автомобилем! - чтобы невольно не раздражать его водителя), ведущий может начать постепенно снижать скорость. Если ведущий не может точно понять, что происходит позади него и готова ли колонна к началу торможения, замыкающий должен информировать ведущего о своих действиях и о наличии безопасной дистанции между ним и движущимся сзади автомобилем (предполагается, что все члены группы имеют встроенную в шлемы радиосвязь - Прим. перев.). Окончательный выбор конкретного места для запланированной остановки делает ведущий (с учетом того, что у него наилучший фронтальный обзор), не забывая заблаговременно подавать соответствующие сигналы другим членам группы.